#


История одного Дня рождения: как вычислили дату Рождества

7 января 2024 - Людмила Водяникина
История одного Дня рождения: как вычислили дату Рождества

Сегодня, 7 января, православные христиане празднуют один из самых больших праздников – Рождество Христово.

Дата Рождества, 7 января (25 декабря по старому стилю), — это условный день рождения Иисуса Христа. Но если внимательно читать Священное Писание, то празднование Рождества 25 декабря выглядит не таким уж надуманным. Об этом рассказал православный журнал «Фома». В Священном Писании есть информация, на основе которой можно приблизительно вычислить день рождения Иисуса. Дело в том, что вместе с Десятью Заповедями Моисей получил от Бога на горе Синай еще много религиозных и гражданских установлений. Одно из них касалось Скинии Завета — помещения, где как раз и хранились скрижали с теми самыми Десятью Заповедями. При Скинии должны были постоянно находиться служители для принесения утренних и вечерних жертв Израильскому Богу, для чтения положенных молитв и т. д. — священники. Так образовалось ветхозаветное священство и богослужение. Причем священство в Ветхом Завете было потомственным, и принадлежало оно исключительно колену Левия. Царь Давид разделил священников на 24 чреды (смены), чтобы каждая семья могла послужить в Храме. Получается, что каждой чреде доставалось по две недели служения. Евангелие от Луки начинается с благовещения Ангела священнику Захарии о том, что у его неплодной жены Елисаветы родится мальчик Иоанн — будущий Креститель Господа. «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой череды, именем Захария... Однажды, когда он в порядке своей череды служил перед Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения...» Дальше следует явление Ангела и благовестие о рождении Иоанна Предтечи (Евангелие от Луки, глава 1, стихи 5-25). Но нас интересует сейчас не это. Захария был из Авиевой чреды, а ей выпал жребий служить восьмой (1-я книга Паралипоменон, глава 24, стих 10). Богослужебный календарь у иудеев (лунный) начинался с месяца нисан, что соответствует марту-апрелю календаря солнечного. Плюс четыре месяца — и получается август. Итак, в августе Захария начал служить, и две недели он находился в Храме. Далее в Евангелии сказано, что «после сих дней зачала Елисавета, жена его». Эти слова означают, что между возвращением Захарии домой и зачатием Иоанна Предтечи прошел некоторый промежуток времени, но не очень большой. Церковь празднует день зачатия Иоанна Крестителя 23 сентября. Далее. В Евангелии сказано, что Благовещение деве Марии о рождении у Нее Сына Божьего было по прошествии шести месяцев от зачатия Предтечи. Мы получаем 25 марта — день, когда Церковь отмечает праздник Благовещения, когда Архангел Гавриил возвестил деве Марии о рождении от Нее Сына Божьего. Наконец, прибавьте к этому числу девять месяцев — и вот 25 декабря, дата Рождества. Но, празднуя этот день, христиане не просто «отмечают дату», а сопереживают событию Рождения Богочеловека. Для христианина дата сама по себе не столь принципиальна.

До сих пор многие страны отмечают Рождество 25 декабря. Возникает вопрос: почему Рождество в Русской Православной Церкви — 7 января? Дело в том, что наша Церковь не приняла переход на григорианский календарь (так называемый новый стиль), установленный в России в 1918 году. А так как григорианский и юлианский календари расходятся на 13 дней, то и день празднования Рождества отличается теперь на это же количество суток: 7 января — это и есть 25 декабря по старому стилю.

Рождество Христово — один из главных праздников церковного года. Как сказал Афанасий Александрийский, «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом».

Накануне, в Сочельник, в храме перед царскими вратами зажигается свеча как символ появившейся на небе Вифлеемской звезды. И хор вместе с верующими поет рождественский тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…».

Но, что удивительно, в первые века христианства Рождество не праздновали. Это было следствием иудейской традиции, в рамках которой было не принято отмечать дни рождения. Зато в Древней Церкви был праздник, называвшийся Богоявлением, который отмечался 6 января. Он был посвящен одновременно Воплощению, Рождеству и Крещению Христа. Такая традиция сохранялась вплоть до середины IV века, после чего Рождество Христово и Крещение Господне стали праздноваться раздельно. Однако богослужения этих двух праздников до сих пор имеют много общего.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика