#


ИГУМЕНЬЯ СВЯТОСЛАВА

ИГУМЕНЬЯ СВЯТОСЛАВА

     Как, видимо, заметил внимательный читатель, накануне 370-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, которое отмечается в святую дату – 3 августа, в день памяти преподобной Арсении Усть-Медведицкой мы регулярно печатаем материалы о людях, знающих Бога. Нельзя нам умалчивать об этом, надо рассказывать об их подвиге жизни и учиться тому у них. Сегодня пойдет речь об одной из таких подвижниц игуменьи Святославе, которая управляла обителью в 1911-1928 годах.

                                                 ЮНАЯ ПОСЛУШНИЦА

     Игуменья Святослава (в миру Виденина Екатерина Михайловна) родилась в 1860 году в хуторе Буерак-Сенюткин Усть-Медведицкого округа Области войска Донского в семье потомственного дворянина хорунжего Виденина Михаила Федоровича и его жены Александры Симеоновны.

     У Екатерины были старшие братья Никодим, Василий, Иван и сестра Мария. 25 декабря 1872 года, в 14 лет, имея хорошее домашнее образование, она поступила послушницей в Усть-Медведицкий монастырь, в котором в разное время были ее родственницы. К этому времени обителью уже восемь летуправляла игуменья Арсения. Всей силой своей восторженной чистой души юная послушница отдавала себя иночеству, имея перед собой яркий пример матушки Арсении и ее ближайших сподвижниц. Обладая гибким умом и светлой памятью, она старательно обучалась книжной премудрости и просвещалась лучшими отечественными произведениями и вскоре вошла в круг сестер, приближенных к матушке игуменьи Арсении. Впоследствии, благодаря своим гуманитарным способностям, Екатерина Виденина преподавала в монастырском училище русский язык и литературу.

     6 апреля 1884 года она была покрыта рясофором, а 3 июня 1894 года пострижена в монахини с именем Святослава.

     Матушка Святослава очень любила игуменью Арсению, свою духовную мать! Огромная доля поучений матушки Арсении, дошедших до наших дней, записаны ее рукой. Матушка Святослава и сама была духовно развитой личностью, имела поэтический дар. Многие ее стихотворения были посвящены игуменьи Арсении, а также некоторым монастырским торжествам, участию в скорбных событиях…

      После пострижения в мантию, вскоре монахине Святославе было дано послушание возглавить в Урюпинске монастырское подворье, которым она управляла три года. Таким образом, еще при жизни игуменьи Арсении матушка Святослава прошла настоятельскую школу и изучила дела управления.

                                           ВОЗВЕДЕНИЕ В ИГУМЕНСТВО

      В игуменство матушка Святослава была возведена Указом Священного Синода 26 августа 1911 года. За труды по народному образованию Высочайше награждена серебряной медалью для ношения на груди. 7 апреля 1912 года епархиальным начальством поставлена попечительницей монастырской школы, 30 лет она трудилась в монастырской школе. 6 мая 1912 года награждена наперстным крестом.

     В связи с Первой мировой войной, в 1915 году, по благословению архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофана, игуменья Святослава открывает приют для детей убитых воинов.

     В 1916 году в монастыре открывается училище, которым заведовал благочинный протоиерей Прокопий Соболев, а попечительницей была игуменья Святослава. Училище действовало до 1918 года.

                                               КРУШЕНИЕ НАДЕЖД

     На долю матушки Святославы выпал самый сложный и страшный период в жизни обители. Шла мировая война, в стране зрела революционная смута, все это отрицательно отразилось на жизни монастыря. К тому времени монастырь обладал земельными угодьями, сенокосами, лесом; содержал школу для девочек на 55 человек, богодельню, больницу; помогал раненым, увечным воинам и их семьям. В одночасье в 1918 году он лишился всего. Надо было выживать.

     Тем не менее, игуменья Святослава все предпринимала, чтобы сохранить обитель, противостояла советской власти различными действиями. А против Святославы и монашек властью выдвигались самые серьезные обвинения.

                                           НАДО БЫЛО ВЫЖИВАТЬ

       Для сохранения монастыря игуменья Святослава в соответствии с требованиями советской власти зарегистрировала трудовую артель, и религиозная Преображенская община, которую душили налогами, займами, другими поборами, существовала.

    Монастырь жил! Монахини шли по окрестным хуторам, шили и вязали, обучали грамоте и лечили, заработанный хлеб несли в монастырь и кормили престарелых, больных насельниц и детей, которые приходили к ним в кельи, чтобы поесть.

     Несмотря на идейные противоречия с советской властью, настоятельница монастыря существенно помогала администрации Усть-Медведицкого округа в борьбе с детской беспризорностью. Это в документах отмечали представители советской власти.

      Игуменья Святослава, заботясь о монастыре и сестрах, призывала их всячески помогать детям, оказавшихся в детских домах рядом с монастырем: шить им одежду, ухаживать за ними и т.д.

      Борьба за сохранение монастыря велась игуменьей по нескольким направлениям: организация трудовой артели, агитация о необходимости его существования, помощи беспризорникам, сотрудничество с администрацией и сельскими советами.

      По признанию Комиссии окружкома существование монастыря являлось экономически выгодным, т.к. он отчислял арендную плату, налоги. Монахини властью станицы также использовались на хозяйственных работах. Например, в постановлении Усть-Медведицкого станисполкома от 4 марта 1920 года записано: «Для ускорения работ на разборке моста мобилизовать 150 человек монашек…».

     Немаловажным являлся человеческий фактор. Игуменья Святослава сумела привлечь на свою сторону часть административного аппарата станицы, что приводило к некоторому снижению арендной платы, более широкой реализации кустарных изделий, производимых в монастыре, даже к снятию вопроса о немедленном выселении монахинь из монастыря.

     Сами советские чиновники отмечали, что до 1928 года в монастыре соблюдались все монашеские правила и традиции, неукоснительно шли службы, которые вели два монастырских священника и дьякон.

     Не питая никаких иллюзий о будущем монастыря, игуменья Святослава все же не переставала стучаться в сердца людей. Она посылала своих монахинь по окрестным хуторам, просила помочь сохранить обитель, а значит и светильник для всего населения Дона. Но скоро этот призыв уже мало кто слушал.

                                  НАСТАЛА МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ

     15 августа 1928 года Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь официально был закрыт. 2 декабря 1928 года в обитель ворвались ЧОНовцы. На глазах воспитанников детской колонии началась форменная вакханалия бесчинств. В Казанском и Преображенском храмах вдребезги разбивали иконы, часть их бросали в Дон, другие грузили на телеги и увозили в станицу, где впоследствии из них делали детские площадки, скамейки, столики. Монахинь прикладами гнали за ворота. Настала мерзость запустения…

     21 монахиня были арестованы, 20 из них отправлены в Исправтруддом Урюпинска. Игуменья Святослава была оставлена в станице Усть-Медведицкая из-за преклонного возраста и проживала на улице Придонской, 21. Но 3 ноября в этом доме прошёл обыск, а 3 декабря 1928 года игуменья Святослава была арестована.

     5 месяцев монахинь держали в тюрьме и, ничего противозаконного во время следствия не найдя, направили дело для внесудебного рассмотрения в Особое совещание при коллегии ОГПУ.

     10 мая 1929 года постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ по ст. 58 УК РСФСР (антисоветская агитация) к высылке на 3 года с лишением права проживать в крупных городах РСФСР. Осужденные были направлены через г. Саратов в места временного проживания. Дальнейшая их судьба пока не выявлена, кроме игуменьи Святославы.

                                ПОДВИЖНИЧЕСТВО ПРОДОЛЖАЕТСЯ

     Умерла игуменья Святослава 7 марта 1930 года в ссылке в Куйбышевской (Самарской) области, в поселке Шигоны, хотя архивных подтверждений нет. Эти сведения были обозначены записью протоиерея Воскресенской церкви г. Серафимовича Спиридоном Поповым. Документальная реабилитация игуменьи Святославы состоялась только 16 декабря 1997 года решением прокуратуры Волгоградской области.

     До сих пор не найдены останки игуменьи Святославы, но ее подвижничество продолжается сегодня в делах игуменьи Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря матушки Георгии с сестрами устроением этой обители и возрождением былой славы ее подвижниц.

  Григорий Выпряшкин, член Союза журналистов России.

(Материал подготовлен на основании архивных документов Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря).

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика