#


ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ!

8 августа 2023 - Валентина Коверченко
ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ!

1 августа в волгоградском областном суде началось рассмотрение дела о геноциде народов СССР в ходе Сталинградской битвы.

Предстоит рассмотреть 14 томов доказательств бесчеловечных злодеяний немецко-фашистских захватчиков в 1942-1943 годах на территории Сталинградской (ныне Волгоградской) области, они включают показания свидетелей, документальные материалы из архивов и научных работ, а также сведения, предоставленные поисковиками.

– Военные преступления и преступления против человечности не имеют срока давности, Великая Отечественная война забрала миллионы человеческих жизней, принесла боль и горе в каждый дом, в каждую семью нашей Родины, – отметил глава региона Андрей Бочаров в своем выступлении перед судом. – Наш общий долг, долг потомков Поколения Победителей – всегда помнить и никогда не забывать о преступлениях, совершенных фашистами и их пособниками в отношении мирного населения нашей страны, нашего региона во время Великой Отечественной войны. Даже спустя 80 лет после Сталинградской победы нужно продолжать устанавливать обстоятельства и конкретных участников преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками здесь, на сталинградской земле.

Напомним, война на Востоке была для нацистской Германии особой. Здесь, на населенных недочеловеками просторах, не действовали никакие моральные и юридические законы, лишь жестокостью можно было обеспечить безопасность Рейху и всей Европе. На закрытых совещаниях нацистское руководство прямо говорило о необходимости уничтожения миллионов советских граждан. Эти планы не оставались на бумаге – они деятельно и непреклонно воплощались в жизнь, в том числе на сталинградской земле. Архивные документы напоминают нам о том страшном времени.

С 13 июля по 9 сентября  1942 года немецко-фашистскими войсками и их сателлитами было захвачено 14 сельских районов Сталинградской области: Клетский, Скироштинский, Перелазовский, Чернышковский, Кагановический, Тормосиновский, Нижнее-Чирский, Серафимовичский, Котельниковский, Ворошиловский, Верхнее-Курмоярский, Красноармейский, Калачёвский, Городищенский. К осени 1942 г. полностью или частично были оккупированы 6 из 7 районов Сталинграда.На захваченной территории фашисты установили оккупационный режим: упразднили все советские государственные органы, общественную собственность объявили вечной собственностью Германии, отменили все советские законы, ввели комендантский час, строгий учёт населения, трудовую повинность: всё трудоспособное население обязано было работать на фашистскую армию. На строительстве оборонительных сооружений рабочий день длился 12-14 часов в сутки. Уклоняющихся от работы или физически слабых жестоко избивали или расстреливали. Так, на ферме №3 совхоза 78 Чернышковского района фашисты застрелили мальчика Беляева только за то, что он не мог подносить боеприпасы, сил для этого у парнишки просто не было.

В этом же селе были расстреляны Шестопалова З.А., 30 лет, гражданка Пескова И.Ф., 49 лет, её 15-летний сын Александр якобы за связь с партизанами. В х. Кисляковском Сиротинского района 8-летнего Тупикина Т.С., рвавшего около хутора паслен для питания, немецкие солдаты сочли помощником партизан, за что разрубили ему голову, сломали руки и закопали в окоп. Взять ребенка оттуда матери не разрешили.

Что произошло в селе Каменка Ворошиловского района, узнаём из протокола опроса его жителей. 15 февраля 1943 г.:

«Родина А. С.: Заняв наше село в октябре 1942 г., немецкие офицеры и солдаты начали обыски и грабежи населения. 15 октября 1942 г. выгнали из хат 126 человек и отвели их в балку за село.

Ковригина М. С.: Я была арестована в числе 126 граждан 15 октября 1942 г. Среди нас было много женщин, детей и стариков. Всех нас под охраной автоматчиков погнали в балку и там начали каждого допрашивать о местонахождении продовольствия, избивали прикладами, кололи ножами и, не добившись желательных ответов, отобрали 5 человек и тут же расстреляли.

После этого продолжались пытки и пытки. Потом, по сигналу офицера, нас согнали в тесный круг и из-за куста открыли огонь из автоматов. Я от страха упала, и на меня навалилось несколько убитых. В этой куче трупов я пролежала несколько часов, а среди ночи выползла из неё и пробиралась задними дворами на село, к хате колхозника Танькина П. С. Рассказав Танькину о расстреле, я попросила его спрятать меня, и он поместил в подполье своей хаты.

Танькин П. С.: Ночью 15 октября ко мне явилась гражданка Ковригина М. С. вся в крови, в изорванном платье и рассказала о расстреле в балке, попросила спрятать ее. Я поместил Ковригину в подполье, где она находилась в течение 3 дней, моя семья кормила её. Через три дня после прихода ко мне Ковригиной немецкий комендант вызвал меня и еще троих жителей нашего села и погнал в сопровождении солдат в балку закапывать трупы расстрелянных. Среди трупов в большинстве женщины, дети и старики, много трупов было изуродовано. Всего было 125 расстрелянных. Среди них я насчитал 15 трупов с выколотыми глазами».

Отметим, злодеяния немецко-фашистскими захватчиками совершены в отношении почти 130 тысяч человек — мирных жителей, а также советских военнопленных.

Продолжение следует.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика