#


Урок истории

15 августа 2023 - Людмила Комиссарова
Урок истории

1 августа 2023 года в Волгоградском областном суде начался процесс по делу о признании преступлений немецко-фашистских захватчиков на территории Волгоградской области в годы Великой Отечественной войны преступлениями против человечности и геноцидом советского народа.

Казалось бы, лично ко мне эти события, не имеют прямого отношения. Но почему-то ожили воспоминания 35-летней давности. Тогда, в 1988 году, мы учились в 10 классе. Историю у нас преподавала А.В. Морозова, грамотный педагог, любящая свой предмет. Она всегда интересно вела уроки, старалась до каждого донести смысл объясняемого материала. Когда подошло время прохождения темы Великой Отечественной войны, Анна Васильевна предложила нам разбиться на группы, выбрать параграфы и самостоятельно приготовить уроки с использованием не только учебного материала, но и дополнительной литературы.

Мы с подругой выбрали тему «Оккупация». Готовились очень тщательно, изучали материал, подбирали музыкальное сопровождение. Но самое главное -  посетили жительницу р.п. Киквидзе Кульчину М.Ф. с просьбой: прийти на урок и рассказать о том, как она попала в лагерь смерти «Освенцим». Историю этой героической женщины мы узнали из районной газеты «Нива» - она могла погибнуть много раз, будучи шестнадцатилетней девушкой, но выжила, поэтому, как никто, знала истинную цену жизни.

При этом, конечно, не очень надеялись на то, что Мария Фоминична согласится, понимали, что вспоминать те страшные дни очень тяжело, да и родители твердили: «Зря идёте». Несмотря на это, мы всё же решили попытаться. Мария Фоминична как раз жила по соседству с одноклассницей - мы всё подробно ей объяснили и были приятно удивлены, когда она согласилась.

В назначенный день встретили нашу гостью у средней школы, проводили в кабинет истории, где по звонку начался урок. В его начале мы рассказали об оккупации территории СССР в ходе Великой Отечественной войны войсками нацистской Германии и её союзников. Затем предоставили слово Марии Фоминичне. Не шелохнувшись, затаив дыхание, слушали рассказ о пережитом ужасе ребята, девчонки вытирали слезы, мальчишки старались изо всех сил сдерживаться.

В наших тогда совсем юных головах не укладывалось, кем надо быть, чтобы так издеваться над людьми. И сколько сил, здоровья, стойкости, отваги требовалось людям, не только попавшим в концентрационные лагеря, но и сумевшим «всем смертям назло» там выжить.

Вспоминая тот день и нелегкий разговор, невольно приходишь к мысли, что на фоне того, что пришлось пережить Кульчиной М.Ф., меркнет большинство наших проблем. Мы догадывались, что наша гостья, щадя наши юные души, рассказала далеко не все. Кое-что, опустив, о чем-то умолчав. Да это и понятно, ей самой было тяжело, воспоминания причиняли жуткую боль. Но мы, живущие сегодня, должны это знать. Знать и помнить!

Чтобы вести войну, вооружать свою армию, фашистской Германии нужна была рабочая сила, поэтому молодежь с оккупированных советских территорий вывозили туда целыми эшелонами. Со слов Марии Фоминичны, перед отправкой сразу рассортировывали: юношей в одну сторону, девчат – в другую. Навсегда в её памяти остались моменты, когда молоденьких девушек битком загружали в товарный вагон с зарешеченными окнами и наглухо запирали двери. В один из них и попала Мария Рачевская, это девичья фамилия нашей землячки.

Эшелон шел практически без остановок. И через несколько дней прибыл к месту назначения. Юных узников вывели на перрон и выстроили. Здесь уже их ждали «покупатели». Один, с тросточкой, подошёл к Марии, пристально осмотрел. Вскоре ее и ещё несколько девушек привезли к двухэтажному дому немецкого бауэра. С юными рабынями сразу же провели «инструктаж», который заключался в нескольких словах – если что-то сделаете не так или будете жаловаться, это легко исправит плетка.

Как рассказывала Мария Фоминична, для неё и ее подруг по несчастью день начинался до рассвета. Надо было чистить сараи, мыть пол, таскать воду, дрова, уголь, готовить еду для хозяина и хозяйки. И не дай бог что-нибудь съесть или присесть на отдых – «инструктаж» начинал действовать немедленно и без предупреждений.

В одну из ночей девушки решают, что надо бежать:

- Мы же своим трудом помогаем своим врагам-фашистам, - рассуждали они.

Убежать оттуда было очень сложно. Но девушкам это удалось.

- Всю ночь шли без остановки. Всем очень хотелось есть, а особенно пить. И поэтому, несмотря на опасность, решили выйти на какую-нибудь деревню, чтобы хоть воды напиться, - вспоминала М.Ф. Кульчина. - Подруги подошли к дому на окраине и окликнули кормившую кур хозяйку. Та испугалась и забежала в дом, откуда сразу появился немец. Он внимательно осмотрел иностранок, отчаянно, жестами и скудными знаниями немецкого пытавшихся объяснить, что они просто хотят пить. Ушел в дом, через некоторое время вернулся с ведром и кружкой. Пока мы жадно пили воду, не слышали даже гула приближающихся мотоциклов. Когда же поняли, что «добрый» дядя успел сообщить, куда надо о беженках, было уже поздно…

То, что пришлось пережить Марии и её спутницам в доме бауэра было даже не цветочками перед ягодками, это было ничем в сравнении с настоящим адом на земле, который ждал беглянок теперь.На допросе в полиции девушки категорически отказались возвращаться к прежнему хозяину. Полицай со звериной улыбкой процедил:

- Ах так. Ну поедете туда, откуда выход один…

И тычет пальцем вверх.

Несколько дней спустя всех девчонок под охраной в закрытой машине везли в Австрию, в венскую тюрьму.

Сидя в грязной и холодной камере, Мария вспоминала прошлую жизнь – как ходила в школу, а тёплыми вечерами до поздна гуляла с одноклассницами в городском парке. Неужели никогда она больше не увидит родителей, школьных друзей? Нет, она гнала от себя подобные мысли и успокаивала плачущую рядом подругу-украинку:

- Не пропадём мы, и не думай об этом. Нам сейчас нельзя быть слабыми.

Очередной полицай, хорошо говоривший по-русски, спросил: «Почему убежали?» И очень удивился, услышав ответ:

- Не хотим работать на своих врагов.

- Последний раз спрашиваю – будете работать на Германию?

- Нет!

- Освенцим!

Снова жуткий поезд везет в такую же жуткую неизвестность. На нечастых остановках гремят засовы – эшелон, направляющийся в Освенцим, принимает пополнение. Девушки в дороге говорили мало, прекрасно понимая, что за непослушание немецким властям с ними сделают всё что угодно. Но насколько это будет страшно на самом деле, они не догадывались…. На перроне их встречал лай овчарок и крики эсэсовцев.

Самое богатое воображение нормального человека со здоровой психикой не могло нарисовать ту картину, которая предстала перед девушками. Марии показалось, что всё сплетено из колючей проволоки. Бок о бок – жуткие бараки, внутри которых только трёхъярусные нары с мешковиной. И во главе этой картины фабрика смерти – дымящийся круглые сутки крематорий.

Людмила КОМИССАРОВА

Продолжение следует

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика