#


«Нет героев от рожденья, - они рождаются в боях…»

9 декабря 2022 - Валентина Коверченко
«Нет героев от рожденья, - они рождаются в боях…»

На фото военной поры серьезное, симпатичное лицо. Упрямо сжатые губы, небольшая складка на переносице, волевой подбородок. На момент, когда Николаю Кожушкину, уроженцу хутора Кузькина Киквидзенского района присвоили звание Героя Советского Союза, ему было всего 22 года. Храбрый, умелый и везучий летчик-ас, доказавший на деле верность слов Александра Твардовского, о том, что герои рождаются в боях за Родину, за Отечество.

С самого детства у сельского мальчишки была заветная мечта – стать лётчиком, водить гражданские воздушные суда. Поэтому, когда подошло время идти на действительную службу в армию, в военкомате Николай попросился, чтобы его направили в Урюпинскую школу гражданской авиации. Окончил ее с отличием. Но началась война. Снова учеба, полёты, тренировки. Теперь уже в Армавирской военной школе пилотов. Молодому лётчику было не занимать упорства и решительности, постигал лётную науку быстро, вникая в каждую мелочь.

Через год направили в ВВС Юго-Восточного фронта, где лётчику-истребителю Кожушкину пришлось переучиваться на штурмовика. Задача штурмовой авиации – поддержка наземных войск, удары по скоплениям войск противника, по его живой силе, минометным и артиллерийским позициям, танкам, железнодорожным перегонам, мостам, эшелонам и аэродромам. Если истребитель может выйти из боя, уйти от противника, то штурмовик обязан наносить удар там, где это приказано командованием. Как говорится, или пан, или пропал!

Несколько дней занятий и штурмовик «Ил-2» оказался в надёжных руках Николая Кожушкина. Фронтовая жизнь героя началась в 1943 году. Первые боевые вылеты он совершил в составе 5-го Сталинградского штурмового полка в районе Сиваша. По нескольку раз в день его «Ил-2» поднимался в небо, нанося ощутимые удары по врагу. Не каждый вылет был удачным. Однажды осколок вражеской зенитки угодил прямо в перекрестье фонаря кабины. Стекло уцелело, но покрылось множеством трещин – видимость практически нулевая. Чтобы посадить самолет, пришлось открыть боковое окно кабины.

Навсегда в памяти Кожушкина остался вылет 27 ноября 1943 года. Точным бомбометанием была уничтожена вражеская автоколонна. За это летчик получил первую награду – орден Красного Знамени. Буквально через несколько дней – уничтожил фашистские танки, готовившиеся к наступлению на наши позиции. Еще одна награда – орден Отечественной войны I степени.

Через полтора года на счету Н.А. Кожушкина значилось 112 боевых вылетов. На груди молодого летчика к названным наградам добавились новые. На родину героя, в хутор Кузькин Сталинградской области, приходили вести о бесстрашных и умелых действиях земляка во фронтовом небе: на подступах к Севастополю, в небе Белоруссии, на побережье Балтийского моря.

Когда советские войска били фашистов на подступах к Берлину, 75-й гвардейский штурмовой полк блокировал вражеские аэродромы у Кенигсберга. Экипажам эскадрильи, которой командовал майор Кожушкин, пришлось наносить удары по головным укреплениям гитлеровцев. 7 апреля 1945 года разведка доложила, что недалеко от военно-морской базы немцев – порта Пилау, на аэродроме, у самого Белого моря, в полной боевой готовности стоят 75 «фоккеров». Поступил приказ командования – уничтожить всех до одного.

«Два вылета сделали, - вспоминал сам Кожушкин. – По сигналу вновь взлетели всей эскадрильей. Набрали высоту. Легкое покачивание «Ила» с крыла на крыло означало: заходим на цель. Бомбометание и штурмовку аэродрома провели на предельно малой высоте. Бомбы рвались настолько близко, что машину качало, как на волнах. Когда освободились от смертоносного груза и сделали круг, чтобы убедиться в результатах работы, в нашего «горбатого» и угодила очередь снарядов немецкой МЗА».

В тот день «Ил» Кожушкина не вернулся. Товарищи посчитали, что он упал в море. Но ошиблись. Теряя сознание, Николай Алексеевич направил машину в гущу леса. Вершины деревьев погасили скорость самолета, оторвали от него все «лишнее», по сути, спасли от неминуемой гибели. Плюхнулись на заболоченный участок. Очнулся Николай, когда перед ним и стрелком Матвеевым стояли немцы. Плен, к счастью, оказался недолгим. 7 мая 1945 года под покровом ночи они и еще несколько заключенных бежали - пролезли под нижним рядом колючей проволоки – и в лес. Израненные и контуженные, потеряв счет времени, пробирались к грохочущему фронту, преодолели порядка 45 км. Командир полка Леонид Беда своим глазам не поверил: вернулись живыми! Вскоре в штаб фронта было направлено ходатайство о присвоении лётчику Кожушкину звания Героя Советского Союза.

В наградном листе доблестного штурмовика было записано: «В воздушных боях с противником – бесстрашный, настойчивый воздушный воин. В сложной воздушной обстановке не теряется, а всегда принимает правильное решение. В бою проявляет находчивость и инициативу, над полем боя действует правильно и грамотно, несмотря на сильное противодействие ЗА и МЗА противника, умело маневрируя, снижаясь до бреющего полета, в упор расстреливает технику и живую силу противника. На боевые задания летает с большим желанием и выполняет их на «хорошо» и «отлично». Летает уверенно. Техника пилотирования и штурманская подготовка хорошая. На боевые задания летает в качестве ведущего пары. Задания всегда выполняет отлично. При выполнении боевых заданий проявляет исключительное мужество, отвагу и доблесть.

За произведенные 112 успешных боевых вылетов на самолете «Ил-2» на штурмовку и бомбометание техники и живой силы противника и проявленные при этом мужество, отвагу, доблесть и героизм достоин представления к высшей правительственной награде – присвоению звания «Герой Советского Союза».

29 июня 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР оно было присвоено. Кожушкин Н. А. один из тех, кто подарил нам счастье жить под мирным небом.16 октября 2022 года исполнилось 100 лет со дня его рождения. Пусть память о герое-земляке всегда живет в наших сердцах…

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика