#


В волгоградской глубинке живет известный артист балета

В волгоградской глубинке живет известный артист балета

Живет в маленьком хуторе Киквидзенского района Волгоградской области пенсионер Игорь Крутых. Много ходит, опираясь на палочку, перебирает гитарные струны, читает духовную литературу. И мало кто из соседей знает, что он в прошлом – известный солист балета, выступавший на сцене лучших театров России и Европы.

Судьба быть артистом

Судьба у Игоря Крутых решилась в раннем детстве. В ту пору он жил в Волжском.

– Когда мне исполнилось пять лет, – рассказывает Игорь Вячеславович, – бабушка Мария Константиновна – большая любительница театрального искусства, сказала моим родителям, что я обязательно должен танцевать.

Как раз тогда в Волжский приехали хорошие специалисты по хореографии, и меня отвели к ним на занятия в один из городских ДК.

Так Игорь начал заниматься в балетной студии. В 1979 году, окончив школу-восьмилетку, поехал в Днепропетровск поступать в театральное училище, на хореографическое отделение.

Экзамены успешно прошел, и через год с небольшим его, тогда второкурсника, позвали в Днепропетровский музыкально-драматический театр выступить в качестве солиста балета. А еще через год последовало приглашение от главного балетмейстера Днепропетровского театра оперы и балета.

– На профессиональной сцене стал танцевать с 16 лет, – говорит он. – Работал в двух театрах, а также в Днепропетровской филармонии, в ансамбле «Славутич». Изъездил со спектаклями всю нашу страну и пол-Европы.

«Друг о друге знаем всю подноготную»

Танцевал Игорь Крутых Дроссельмейера в балете «Щелкунчик», Синюю Птицу в «Спящей красавице».

Но в основном – «двойки», «тройки». Так в балете называют партии с одним либо двумя партнерами.

Исполнял русский танец, китайский, индийский. А еще он выступал и общался со многими знаменитостями.

– Самым замечательным специалистом в сфере балетного искусства из тех, с кем мне посчастливилось общаться, был Иосиф Плахт, – вспоминает Игорь Вячеславович. – Плахт – классик русского балета, он работал со знаменитейшей Анной Павловой, а нам давал уроки балета, когда мы гастролировали в Одесском оперном театре.

Марис Лиепа ставил в Днепропетровском театре оперы и балета спектакль «Дон Кихот». Поразительно работоспособный человек, вспоминает о нем Игорь Вячеславович.

В 1986 году вместе с его сыном, Андрисом Лиепой, тоже солистом Большого театра, Игорь Крутых  танцевал в спектакле «Жизель». Мария Федорова из Мариинского театра ставила в театре «Раймонду», «Спящую красавицу», с народным артистом СССР Вячеславом Гордеевым Крутых танцевал в «Дон Кихоте».

Тихон Хренников, председатель Союза композиторов СССР, приезжал тогда тоже – по его балету «Много шума из ничего» ставили спектакль.

– Талантов в нашей стране вообще очень много, только кого‑то вовремя заметили, а кого‑то – нет, – объясняет Игорь Крутых.

Он знал многих блестящих артистов балета, которые не обрели большой известности. Хотя вполне могли бы, если бы судьба их повернулась в какой‑то момент по‑другому.

Травмы в балете, как в спорте

Были у Игоря Крутых и травмы. Это, объясняет он, специфика профессии. У артистов балета профессиональные травмы те же самые, что и у спортсменов.

– У нас была одинаковая травма с Андрисом Лиепой – разрыв крестообразных связок, – рассказывает Крутых. – Выступая в «Жизели», он часто делал «диагональ» – прыжковую, мужскую. При этом колено уходило в сторону. Я предупреждал его, что нельзя так – мениски могут «полететь». Так и случилось.

А через некоторое время и наш герой получил такую травму. Шесть часов шла операция, вставили в колено лавсан. Врач сказал: еще одна травма – и пришивать связки будет некуда. Так и завершилась профессиональная карьера Игоря Крутых.

Он вернулся в родные края. В начале 90‑х с работой было напряженно, тем более для бывшего солиста балета. И он пошел... в грузчики.

Потом работал на катке – асфальт укладывал. А в конце 90‑х переехал в глубинку, в Киквидзенский район. Местные работники культуры, прослышав, что их новый земляк – известный в прошлом артист балета, попросили его поставить хореографические номера, пригласили в районный ДЮЦ работать с детьми. Со временем Игорь Вячеславович возглавил районный ДК и районный комитет культуры. Но ненадолго: по настоятельному совету врачей пришлось все‑таки оформить инвалидность и уйти на пенсию. Теперь артист живет на хуторе с необычным названием Дон-Якуши.

– Дон-Якуши это потому, – поясняет Игорь Вячеславович, – что основан хутор был казаками с фамилиями Донские и Якушовы. Теперь Господь дал это место мне. Я приехал сюда от городской суеты и построил все, что мне хотелось.

Чем бывший солист балета занимается здесь, на дальнем хуторе? Пишет стихи, читает книги. В основном духовного содержания. Он отлично изучил Библию. На всякий случай жизни у него есть цитата из великой книги. По словам Игоря Вячеславовича, Библия попала к нему случайно:

– Раскрыл ее на первой попавшейся странице и прочел обращение: «Сын мой!», и у меня слезы градом полились, – вспоминает Игорь Крутых. –  Больше я не отступал от этой книги.

Он перебирает струны гитары и рассуждает о жизни, о Боге. Бог, уверен он, смотрит не на лица, а на сердца. Игорь Вячеславович читает наизусть чуть ли не всю «Песнь Песней» из Библии. Да еще и на церковно-славянском языке. Вот уж действительно – талантливый человек талантлив во всем!

Автор: Александр Литвинов / Фото: героя публикации

Источник: ИД «Волгоградская правда»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика