#


Рассказывать зачем нам кому-то? Всё, что мы видели, останется в нас…

15 февраля 2024 - Валентина Коверченко
Рассказывать зачем нам кому-то? Всё, что мы видели, останется в нас…

Эти слова хорошо знакомой воинам-афганцам песни волнуют и сегодня сердца многих парней, прошедших огненными дорогами той необъявленной войны...

Героическая и трагическая, она оказалась в два раза длиннее, чем Великая Отечественная. На её перекрестках переплелись судьбы более чем полумиллиона наших солдат и офицеров, каждый из которых стал частью Афганистана, а Афганистан стал частью каждого воевавшего там… Война на чужой земле, под чужим небом. Она оставила свой след и в жизни нашего земляка А.П. Комарова, встреча с ним состоялась в администрации Мачешанского сельского поселения в преддверии 35-й годовщины вывода советских войск из Республики Афганистан.

Александр Петрович – уроженец села Мачеха, здесь он появился на свет в 1959 году. Был третьим ребёнком в семье, самым младшим. Как говорили в то время, «мызаный сынок». О нем всегда заботились старшие дети – сестра Нина и брат Василий, баловала мама, а вот отец спуску не давал. Так что воспитывался и в любви, и в строгости, всего было в меру. Учась в школе, посещал радиотехнический кружок, который вёл Анатолий Васильевич Почтарёв, перенимал у Василия Ивановича Рудичева мастерство резьбы по дереву, вместе с друзьями и одноклассниками занимался в спортивных секциях.

— В начальных классах учила Лидия Викторовна Ткаченко. Классным руководителем была Анна Петровна Кожина, а после Николай Васильевич Косовцев. Вот мужик! А Мария Ивановна Заворотнева – по жизни учитель! – поделился воспоминаниями наш земляк, подчеркнув, что знания педагоги давали хорошие, воспитывали правильно.

После окончания десяти классов поступил в училище в Пензе – решил стать фармацевтом. В 1978 г. успешно окончил его, а через год был призван на срочную службу в ряды Вооруженных Сил СССР.

— Я перед армией работал в сельпо грузчиком. Так меня провожали всем коллективом. Дружно. Это было весной, — рассказал Александр Петрович. — В то время стыдно было не служить. А уж, где служить – прикажет Родина.

Сначала новобранец попал в Грузию, есть там живописный город Ахалцых. Высокогорье — 3018 метров, остро ощущается нехватка кислорода, – здесь на заставе в течение трёх месяцев парень прошел учебку. А потом был направлен на охрану государственной границы в Армению, в Ленинакан, сейчас город называется Гюмри. Очень непростой участок, оказавшийся хорошей школой жизни для нашего земляка.

После того как уволился, попытался поступить в сельхозинститут, устроиться на работу. Но что-то не задалось. Тут в дело вмешался случай. Однажды встретил друга – Сергея Белова, который на тот момент служил в Красных казармах, был прапорщиком.

— Думать ничего не надо. Давай к нам, сюда, — позвал тот своего товарища.

Оценив ситуацию, взвесив все "за" и "против", Александр Петрович принял предложение: написал рапорт. Уже через месяц получил звание прапорщика. Прослужил в Волгограде около года, а затем в служебном списке появился Афганистан. Чуть более двух лет – 1982-1984 гг. Говорить о тех днях даже спустя столько лет не слишком легко.

Предложение отправиться в продолжительную командировку он получил, можно сказать, в добровольно-принудительной форме. К тому времени наш герой уже был женат, сынишке исполнилось всего лишь три месяца. Родные мужественно приняли известие, хотя очень волновались и переживали. Для них время словно замедлило свой бег. Каждый день был наполнен томительным ожиданием.

Артиллерийский полк, в который попал Александр Петрович в составе ограниченного контингента советских войск, стоял под Кабулом.

— Место там было такое — Тёплый стан, — рассказал он. – Уже на второй день утром уехал. Дивизия, в которой я был фельдшером, стояла на охране дороги. Дали автомат, пистолет, форму, какие-то тапки вместо ботинок.

А дальше — ночные рейды, боестолкновения, непривычный климат, болезни, бытовые трудности – многоиспытаний за сравнительно небольшой период времени. Кабул, Баграм, Джелалабад и другие места. Жизнь в Афганистане не отличалась разнообразием, и кажется, что цивилизация его особо и не коснулась, здесь действовали свои законы и правила. Не раз советским военнослужащим приходилось оказывать помощь тем, кто тихо-мирно трудился в своих кишлаках и был далек от военных противостояний: то в арыке вода ушла, то лечить детей приводили. Александр Петрович был знаменитым на всю округу табибом – врачом по-афгански. В благодарность шурави, так называли советских солдат, местные жители готовы были отдать всё самое ценное, что было у них в хозяйстве – кто петуха, кто курицу. А однажды даже баранчика привели – бакшиш.

За два года службы в ДРА А.П. Комаров был в отпуске лишь однажды. Приехал домой, а там подросший сынок. Навсегда врезалась в память сцена, когда жена спросила малыша: «Где папа?»

— Он на меня смотрит и молчит, — с улыбкой говорит мужчина. – Берет за руку и ведёт к серванту, где стоит моё фото в форме. Лишь, когда отпуск закончился и я надел военное обмундирование, он понял, кто я, и закричал: «Папа!»

В Афганистане работать приходилось в разных условиях. Главной задачей военного фельдшера было своевременно, в короткие сроки, днем и ночью оказывать помощь раненым, больным и возвращать их в строй. Все хотели жить и вернуться домой. Не всем повезло…Эти пережитые дни и ночи, как осколки гранат, болят порой в душе ветерана афганской войны.

— Не верьте тем, кто говорит, что было не страшно, — отмечает Александр Петрович. – Война – это всегда страшно! Даже порой не за себя. За пацанов жутко переживал. Разница с восемнадцатилетними срочниками вроде небольшая – 4-5 лет, но чувствовалась. Я уже срочную прошел, многое знал, умел. Тяжело и очень страшно видеть потери своих товарищей. Война есть война…Не мёд.

По словам нашего героя, в Афганистане было «всё просто». Там было хорошее и плохое, белое и черное, без оттенков. Война обнажала характер людей. И отношения между ними были совершенно другими, нежели на гражданке. Когда спустя два года воин вернулся в Союз, всерьез подумывал написать рапорт и отправиться вновь туда, где всё было понятно. И только жена остановила его от этого шага.

Наверное, трудно пересказать своими словами мысли, чувства, рассказать о войне человеку, который её не прошел. Это настолько личное, что большая часть воспоминаний все равно остается с человеком.

— Главное, жив остался, — заключает мачешанин.

Через два года Комаров отбыл в Германию – служил в группе советских войск, а в 1988 г., дочери был всего месяц, уехал на Урал, где в дорожно-строительной бригаде занимал должность начальника аптеки. В 35 лет с выслугой в 23 года стал военным пенсионером. Жизнь сложилась так, что пришлось вернуться на малую родину. Но он ни о чем не жалеет. Рядом супруга, с которой в любви и согласии вырастили замечательных детей. Есть время и силы для любимых занятий – охоты, рыбалки.

— Жизнь прекрасна, — подчеркивает наш герой, завершая беседу. – Несмотря ни на что!

Александр Петрович знает, о чем говорит…

Валентина КОВЕРЧЕНКО

Фото: А.П. Комаров с главой и специалистом администрации Мачешанского сельского поселения Е.Н. Сербиной и Г.А. Ткачёвой; из семейного архива

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика