#


Как привить ребёнку любовь к чтению и интерес к книгам

Как привить ребёнку любовь к чтению и интерес к книгам

В современном мире чтение постепенно уходит на второй план, всё больше информации люди находят в Интернете. Как при этом обучить ребёнка читать правильно? И что для этого нужно сделать?

Об этом нам рассказала психолог, сертифицированный педагог по обучению чтению, тренер по скорочтению детей и взрослых Татьяна Юрьевна Бочкарева.

- Точнее будет переформулировать вопрос так: «Как привить ребёнку любовь к чтению и интерес к книгам?». Стоит помнить о психологических особенностях возрастного развития ребёнка дошкольного возраста, которого родитель или педагог хочет научить читать. У дошкольника ведущий вид деятельности – это игра, именно через игру он познаёт этот мир, осваивает новые социальные роли, обучается. И здесь важно разделить процесс обучения чтению и процесс обучения грамоте и фонетике. Но что делает большинство? Мы начинам давать ребёнку букву, нагружаем всеми характеристиками, которые существуют (звонкая-глухая, мягкая-твёрдая), йотированные гласные (ё, й, ю, я) вообще дают два звука. И ребёнку мы начинаем усердно это всё объяснять и, порой родитель сетует на то, почему же его чадо не хочет разучивать буквы и никак не может начать складывать слоги. Ребёнок и рад начать читать, но вот нагромождения фонетики не дают ему спокойно это сделать, ведь в голове огромный пласт информации, которую нужно учесть.

- То есть, получается, что дети не хотят или не могут начать читать, потому что им не нравится фонетика?

- Мои знания и опыт говорят об этом. Ребёнку нравится заниматься тем, что у него получается и то, что он способен понять. Обучение грамоте и фонетике русского языка, безусловно, является важным, но только после того как мы научились простому механическому чтению. Когда ребёнок может прочитать любое слово по слогам, у него появляется новый инструмент познания мира. Только представьте. Он может прочитать название продуктов в магазине сам, способен прочесть сообщение в телефоне и т.д. Каждый ребёнок, который научился читать по слогам, чувствует себя уверенным и успешным. Причём важно помнить, что сам процесс обучения чтению должен происходить в игровом увлекательном формате. Это важный фактор. И только после этого мы учим детей письму и объясняем фонетику.

- Как Вы считаете, в каком возрасте нужно обучать детей чтению? Ведь сейчас наблюдаются тенденции, когда детей учат буквам с раннего детства.

- Это актуальный вопрос, который волнует не только родителей, но и учёных, которые постоянно об этом спорят. Сейчас есть множество подходов к обучению и методик. Например, методика Николая Зайцева предполагает обучение чтению детей уже с двух лет с помощью кубиков. Монтессори подход призывает сначала научить детей писать, причём сразу прописными буквами, а потом уже читать. Среди любителей раннего развития детей популярна методика Домана, которая учит детей читать с трёх месяцев до трёх лет с помощью карточек. Выбор методик сейчас просто огромный, они, конечно, во многом повторяют друг друга, можно пробовать разные подходы. Только важно помнить, что до того, как ребёнок научиться читать, у него есть свои физические и психические задачи развития, есть сензитивные периоды.

- Что это такое?

- Сензитивный период – это период наивысшего развития наших структур головного мозга, которые отвечают за определённые навыки, они никогда не повторяются. Например, речь развивается до шести лет, мелкая и крупная моторика до трёх-четырех лет. И важно знать эти периоды и создавать условия для развития именно того, что необходимо. Иначе мы просто забираем ресурс и энергию ребёнка, задача развития тормозится и наверстать это уже будет нельзя.

- Какова Ваша личная позиция в этом вопросе?

- Я за естественное раннее развитие, за психологическое благополучие и здоровье. Осознанный интерес к чтению у каждого появляется в разное время, но созревание структур головного мозга, которые к этому готовы, происходит в период 4-6 лет. И это оптимальный возраст для того, чтобы мягко, в игровом формате предложить своему ребёнку научиться читать.

- Какие проблемы могут возникнуть при раннем обучении ребёнка чтению?

- У детей происходит формирование неправильного способа чтения. Часто замечаю, что ребёнок возвращается к прочитанному слову с целью его перечитать 1, 2, 3 раза. Потому что он просто не понимает смысл прочитанного. А если дать небольшой текст? Механически прочитали, но в голове каша из непонятных слов. Отсюда в школе возникают трудности с пониманием изложенного, с пересказом, ответами на вопросы, сочинениями по прочитанному. Исправляется это долго и трудно. Также стоит обратить внимание на неадекватные ожидания родителя относительно способностей ребёнка. Часто родитель решает, что через полгода – год занятий пятилетка уже начнёт зачитываться томиком Пушкина и начнёт цитировать Достоевского, потому что мы ждём гениальности, никак не меньше! А у ребёнка при таких завышенных ожиданиях формируется комплекс неполноценности, страх расстроить родителя, не оправдать надежды, возникает мотивация избегания неудач, когда мы просто отказываемся от задачи из-за страха не справиться с ней. Всё же далее перейдёт в подростковый возраст с протестом против родителя и в еще большие комплексы с формированием гиперответственности, синдрома отличника и перфекционизма. Кстати, сейчас не только детские психологи и логопеды говорят о вреде раннего развития, но и ученые биологи и психофизиологи, которые изучают наш мозг и организм в целом.

- Какие советы можно дать родителям относительно обучения чтению?

- Первый и главный: убедитесь в том, что вы готовы психологически учить своего ребёнка читать. Это большой труд, и часто родитель не может адекватно реагировать, когда его не слушают, не понимают, что нужно делать и т.д. Не нужно превращать занятия чтением в каторгу для себя и ребёнка. Смело делегируйте это педагогу.

Второй немаловажный совет заключается в следующем: если вы хотите, чтобы ребёнок захотел научиться читать или больше читал (если он уже умеет это делать), то нужно прививать эту любовь через свой собственный пример. Задумайтесь над тем, что вы держите в руках чаще: книгу или свой телефон?

Третий совет: читайте вместе с ребёнком. Важно уже с младенческого возраста петь своим детям колыбельные, рассказывать потешки и присказки. Это развивает речь ребёнка, обогащает её. С годовалого возраста можно смело начинать читать ребёнку самые простые короткие сказки и истории, и скоро вы заметите, как он повторяет название героев из «Курочки Рябы», знает, кто за кого держится в сказке «Репка» и т.д. Создайте ритуал чтения книги перед обеденным сном или на ночь, поощряйте интерес ребёнка, спрашивайте о прочитанном, задавайте вопросы, придумывайте продолжение истории или альтернативный конец.

Главное помнить, что чтение – это в первую очередь инструмент, и важно научить им пользоваться в своё время.

Людмила КОМИССАРОВА

Фото: из свободного доступа Яндекс 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика