В рамках национального проекта «Образование» регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» на базе МКОУ «Преображенская средняя школа» действует Консультационный пункт. О его работе, задачах и целях деятельности наша беседа со старшим методистом по учебно-воспитательной работе образовательного учреждения В.П. Хрипаковой.
— Вера Петровна, с чем связано появление Консультативного пункта в образовательном учреждении?
— Родителям, которые ежедневно приводят детей в школу на занятия, нередко требуется профессиональный совет или ответ на вопросы, возникающие в процессе воспитания и обучения ребенка. Получить их они как раз и могут в Консультационном пункте, основная задача которого — обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям и детям, повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей).
Отмечу, в нашей школе родители могут получить консультации по вопросам развития, обучения и воспитания детей. Причем, консультационная помощь оказывается бесплатно, на безвозмездной основе.
— Итак, давайте поясним нашим читателям, кто может обратиться за консультацией?
— Консультативную помощь могут получить родители или законные представители:
- имеющие детей, в том числе детей раннего возраста;
— детей, находящихся на семейном обучении;
— детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями;
— детей, имеющих проблемы в обучении;
— детей, имеющих нарушения в поведении,
а также граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Для работы пункта выделен кабинет, где создана уютная и комфортная обстановка, имеются пособия и игры для занятий.![](/upload/wysiwyg/6ccc4b78893ffad6c821b8a5139ad7b6.jpg)
-На помощь каких специалистов могут рассчитывать обратившиеся в Консультационный пункт?
— Непосредственную работу с семьей осуществляют специалисты КП, являющиеся членами психолого-психологического консилиума школы. Это педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-дефектолог, старший методист по учебно-воспитательной работе. При необходимости мы можем привлекать и других специалистов.
— Вера Петровна, опираясь на уже имеющийся опыт, можно ли назвать наиболее частые причины обращения за консультацией?
— Да, конечно. Проведенный анализ обращений позволяет выделить следующие вопросы, с которыми родители обращаются за профессиональной помощью. Это сложности речевого развития, поведения детей, трудности адаптации к школьной среде, проблемы взаимоотношений в семье и другие.
-Конечно, круг вопросов достаточно обширен. Наверное, для их решения используются какие-то специфические формы работы?
— Постараюсь рассказать об этом поподробнее, чтобы нашим родителям донести, что, если у них возникли проблемы в вопросах воспитания, обучения ребенка, мы готовы оказать максимально возможную поддержку.
Основными формами работы Консультационного пункта являются: очные консультации для родителей (законных представителей), заочное консультирование по письменному обращению, телефонному звонку, через организацию сайта образовательного учреждения (телефоны и адреса электронной почты специалистов указаны на сайте школы в разделе «Консультационный пункт»). Кроме того, проводятся коррекционно-развивающие занятия с детьми в присутствии родителей или законных представителей, совместные занятия с родителями (законными представителями) с их детьми с целью обучения взрослых способам взаимодействия с ребенком.
Хотела бы заметить, сегодня особое внимание уделяется работе с семьей. Она включает в себя три блока: просветительский, консультативный, коррекционный.
Если говорить о первом, основной задачей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями. А главное – знание и понимание своего ребенка родителями, принятие его таким, какой он есть. Консультативный блок включает индивидуальную и групповую формы работы с семьей. Мы консультируем родителей, предоставляем им те необходимые знания об особенностях развития ребенка, которых им не хватает. Родители имеют возможность обсудить свои собственные интуитивные представления о воспитании и развитии ребенка. Они также наблюдают за занятиями специалистов и получают информацию, которую им трудно было бы почерпнуть другим путем. Консультирование родителей проводится индивидуально, одним или несколькими специалистами. Родители или законные представители обязательно присутствуют на занятиях с детьми. Кроме того, мы приглашаем их на открытые занятия, семинары и практикумы.
— Ваша совместная работа как-то документируется?
— На первичной консультации родители заполняют анкету и беседуют со специалистами. Тогда же проводится диагностика ребенка, выявляются особенности его индивидуального развития.
С родителями, которые решили посещать КП, заключается договор об оказании консультационных услуг, проводится беседа о правилах поведения в образовательном учреждении, правах и обязанностях участников воспитательного процесса. Затем в соответствии с рекомендациями специалистов и пожеланиями родителей составляется внутренний образовательный маршрут. Консилиумом определяется ведущий специалист (психолог, логопед) и основные направления консультативной помощи. В процессе реализации маршрута в него могут быть внесены коррективы.
— Коррекционная работа, на мой взгляд, наиболее сложная часть, требующая усилий как с одной, так и с другой стороны. Как она строится?
— Коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития ребенка. В данном блоке используются различные формы и приемы. Например, семейная психотерапия — беседа с каждым членом семьи, с обоими родителями, со всей семьей вместе. Или игровые сеансы для родителей и детей. Игротерапия детско-родительских взаимоотношений позволяет лучше понять, почувствовать ребенка родителям, увидеть себя со стороны, оценить эффективность, правильность своего отношения к ребенку. Фридрих Шиллер заметил: «Только в игре ребенок становится человеком». Взрослый тоже. Важна, без сомнения, и совместная работа психолога с педагогом-дефектологом.
В связи с появлением ребенка со сложным дефектом развития в семье у родителей в условиях семейного горя вырабатывается новая жизненная ориентация. Зная ее наличие и правильно квалифицируя, мы стараемся учесть ее влияние на процесс реабилитации ребенка, дать соответствующие советы и назначения для родителей, помочь справиться с проблемами в воспитании детей.
— Думаю, для многих сегодняшняя информация будет полезна и актуальна. В завершение хотелось бы узнать, как можно обратиться в Консультационный пункт?
— Записаться на консультацию в удобное для родителей время можно:
- по телефону: 8 (84445) 3-14-63;
- по электронной почте: Preobr.School.2014@yandex.ru ;
- при личном обращении в МКОУ «Преображенская СШ».
— Спасибо за интересную и познавательную беседу, Вера Петровна! Успехов вашему Консультационному пункту!
Беседу записала Валентина КОВЕРЧЕНКО