#


«Я школой дышу, я школой живу, без школы я уже не могу!»

5 октября 2021 - Людмила Водяникина
«Я школой дышу, я школой живу, без школы я уже не могу!»

Россия всегда славилась учителями. И объясняется это тем, что люди, взявшие на себя великую ответственность учить и воспитывать молодое поколение, в большинстве своём были и остаются подвижниками. В этом старом русском слове сочетаются два значения: «движение» и «подвиг». Они точно и полно выражают истинную суть учительского труда. Учительство – это постоянное движение вперёд: новые знания, новые ученики, новые методики, новые идеи, новые цели. Учительство – это каждодневный подвиг! А в основе подвига лежит жертвенность, когда человек во имя кого-то забывает о себе. Разве учитель не жертвует собой, своим временем, своими увлечениями, своим здоровьем ради учеников, ради достижения высокой цели?!

Учитель, о котором говорят, что он с большой буквы, и есть самый настоящий подвижник, который беззаветно служит детям, отдаёт всего себя им. Отрадно, что такие люди есть и в наше время. Без сомнения, к ним относится учитель географии Калачёвской средней школы Тамара Николаевна Никулина.

15 августа 1972 года в кабинет заведующего Киквидзенского районо тихо постучались, а потом в него вошла маленького росточка, худенькая, скромная девушка. Представилась – выпускница Михайловского педучилища, приехала по распределению в Александровскую школу. Алексей Васильевич Плешаков, широко улыбаясь, поднялся навстречу молодому специалисту: «Очень рады Вам, уважаемая! Ждём! Поедете на работу в Калачёвскую школу. Нам очень нужен учитель иностранного языка, а у Вас в дипломе стоит пятёрка по немецкому. Сейчас и отправим Вас, пока директор совхоза здесь». Когда подъехали к хутору Калачёвскому со стороны горы Кургузовой, открылась чудесная панорама – по обеим сторонам реки Карман раскинулись утопающие в зелени постройки. Молодая учительница радостно воскликнула: «Какая красота!» На что услышала: «Вот и оставайтесь у нас, а то молодые учителя приезжают к нам, поработают немножко и быстро уезжают обратно». Эти слова оказались пророческими, и в Калачёвской школе Т.Н. Никулина работает до сего дня, на следующий год будет юбилей – 50 лет педагогического стажа. Теперь учит детей и внуков своих первых учеников.

На первых порах вела уроки немецкого языка, истории, так как не хватало специалистов, работала и в начальных классах. Получив высшее образование, стала преподавать географию.

— Учитель географии – самый счастливый человек на планете, — убеждена Тамара Николаевна, — потому что география – интереснейший и особенный предмет, который даёт радость. Радость географии – радость жизни, радость познания окружающего мира! И учитель географии тоже особенный человек: с одной стороны, он, как никто другой, понимает и чувствует свою ответственность за судьбу планеты, а с другой – дитя природы. Проснувшись утром, он даже из окна своего жилища видит доказательство шарообразности Земли, встречая рассвет и наблюдая за восходом солнца. Вначале появляется зарево в таких необыкновенно ярких красках и оттенках,  каждый раз новое, неповторимое; через какое – то мгновение, прямо на твоих глазах, из – за горизонта выплывает краешек, потом горбушка, половинка, и вот уже весь огненный шар сияет на небосводе. Это небесное зрелище завораживает тебя, окрыляет, наполняя твою душу светом и энергией. И ты мчишься на крыльях радости к своим ученикам, чтобы поделиться с ними увиденным, надеясь, что когда-нибудь и они захотят встретить свой восход солнца и рассказать об этом учителю географии… От всего этого подняться хочется, по воздуху лететь, и море одолеть, и горы перепрыгнуть, до звёзд дотронуться рукой и снова оказаться в школе. И вот уже она, твоя школа, такие знакомые и родные лица твоих учеников. И ты каждый раз при этом, как молитву, говоришь себе: «Я школой живу, я школой дышу, без школы, конечно, уже не смогу. Для школы готова всё сделать: я в школе всегда — и зимою, и летом».

Вот в этих словах вся она – удивительная женщина: влюблённая в свою профессию, беззаветно преданная выбранному делу, артистичная, музыкальная, творческая личность, тонкий психолог, поэтическая натура.

Уроки географии Т.Н. Никулиной – это не просто уроки, а уроки – путешествия, уроки – размышления обо всём происходящем в окружающем мире, потому что география – наука о Земле, а, следовательно, обо всём, что происходит на нашей планете, почему это происходит и к чему может привести, если неразумно, не по-хозяйски относиться к её богатствам.

Одной из своих главных задач учитель географии считает воспитание в своих учениках чувства патриотизма, гражданственности. С этой целью использует разнообразные формы урочной и внеурочной работы: предметные недели, встречи, конференции, акции. Но, по твёрдому убеждению Тамары Николаевны, ничто не делает человека человеком, патриотом и гражданином, как особая любовь к родному краю, воспитанная с раннего детства в процессе обычных экскурсий в природу, когда становится до боли в сердце знаком каждый бугорок, стёжки-дорожки, исхоженные вдоль и поперёк, пруд, мостик через речку. Вот такие прогулки-экскурсии, походы по родному краю учитель проводит с детьми на протяжении всех лет работы в школе.

— Быть патриотом и гражданином – это значит чувствовать свою сопричастность ко всему происходящему вокруг, заботиться о своей малой родине, постоянно своим личным примером показывать, как много можно сделать для своей школы, села, а значит и для страны и всей планеты Земля – не устаёт повторять ученикам Т.Н. Никулина.

Своими руками Тамара Николаевна оформила кабинет географии. В коридоре школы висят оформленные ею несколько стендов. Один называется «Путь Кармана в океан» с описанием и фотографией реки, схематическим рисунком, на котором показан путь реки Карман от его истока в хуторе Махновском Новоаннинского района до впадения в Атлантический океан.

Поэзия и музыка – это увлечения учителя географии. Поэтому часто использует на уроках и на внеклассных мероприятиях различные музыкальные и литературные произведения, читает наизусть стихи. Всё это затрагивает детские души, наполняет их высоким светом.

И ещё хочется отметить качество, которое удивляет в этом человеке: детская непосредственность и искренность. Умение смотреть на мир чистым взглядом, видеть красоту мира в обыденных мелочах, делиться радостью с другими – это присуще только настоящему педагогу.

Людмила ВОДЯНИКИНА

Фото автора

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика