#


Волгоградские педагоги и ученые обсудили вопросы патриотического воспитания

30 октября 2021 - Людмила Водяникина
Волгоградские педагоги и ученые обсудили вопросы патриотического воспитания

Актуальные вопросы, связанные с патриотическим воспитанием детей и молодежи, были в центре внимания на прошедшем в Волгограде научно-практическом семинаре «Военно-патриотическое воспитание обучающихся как ресурс формирования общероссийской гражданской идентичности: формы, направления и содержание деятельности».

Не принуждать к патриотизму

Масштабное мероприятие было организовано областным Советом ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, региональным ресурсным центром гражданско-патриотического воспитания, Волгоградской государственной академией последипломного образования. Прошло оно под эгидой Общественной палаты Волгоградской области.
Член Общественной палаты Волгоградской области, заместитель начальника информационно-аналитического отдела Центра патриотической и поисковой работы, генерал-майор МВД в отставке, профессор, заслуженный юрист РФ Сергей Назаров выступил на семинаре с докладом о патриотическом воспитании подрастающего поколения как задаче наших государства и общества. При этом Сергей Дмитриевич оттолкнулся от слов Президента России Владимира Путина, прозвучавших на днях в его выступлении на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Говоря там о фальсификациях истории, ширящихся в наше время, Владимир Владимирович сказал и о том, какое огромное значение имеет историческая память для народа. Смысл фальсификаций подобного рода очевиден: изобразить дело так, будто у России нет в прошлом ярких страниц ее истории. А если так, она не может рассчитывать и на достойное место в будущем.

– Можно и нужно, – отметил генерал-майор Назаров, – доносить до населения через СМИ правду о нашей Победе в Великой Отечественной войне. Мы никогда бы не узнали многих подробностей о Сталинградской победе, если бы архивы, музеи и библиотеки не сохранили документы и свидетельства о героических страницах подвига наших земляков и соотечественников. Спустя много лет они помогают ответить на вопросы – что же происходило в Сталинграде в 1942-1943 годах?

В завершение своего выступления Сергей Назаров высказал такое пожелание: «Давайте постараемся избегать в нашей работе двух крайностей – в ней надо исключить всяческие элементы показного патриотизма и не допускать по отношению к кому бы то ни было ненужного принуждения к патриотизму».

На «Южном рубеже»

Денис Борисов, командир поискового отряда «Южный рубеж» Волгоградского молодежного объединения «Поиск», учитель истории и руководитель музея Абганеровской средней школы Октябрьского района за большую проведенную им поисковую работу получил награду Министерства обороны, а также медаль Следственного комитета России.

– В чем значение поисковой деятельности для обучающейся молодежи? – задался вопросом в ходе семинара Денис Викторович. И сам же на него ответил:

– Надо видеть глаза, надо понять чувства ребенка, который сам, своими руками поднял под нашим руководством из земли какой-то артефакт, связанный с Великой Отечественной войной, пусть это будет даже просто стреляная гильза. По силе воздействия на него это прикосновение к истории не идет ни в какое сравнение со сведениями, получаемыми из школьных учебников.

Более 10 лет существует отряд «Южный рубеж». Имена 4 красноармейцев, поднятых в сравнительно недавнем прошлом его поисковиками из земли, были опознаны по найденным при них смертных медальонах. Записи в них, хоть и с трудом, были прочитаны.
Поисковикам по этим данным удалось отыскать внучку одного из погибших бойцов, Андрея Григорьева, военнослужащего 126-й стрелковой дивизии. Он был учителем истории и директором школы. В 1939 году Андрей Филиппович ушел на фронт и не вернулся. 70 лет искала сведения о нем его семья. Теперь он перезахоронен в родном селе вместе со своими родными, а его именем названа школа, директором которой он являлся.

Еще один проект, об участии в котором рассказал Денис Борисов, носит название «Без срока давности». Это розыск останков, найденных на местах расстрела мирных жителей в годы Великой Отечественной войны. Эта работа проводилась поисковиками совместно со специалистами из Следственного комитета. На местах казней были найдены при этом черепа с пулевыми пробоинами, кости, обручальные кольца казненных, часы и их прочие личные вещи. И самые страшные находки – рисунки и игрушки казненных детей.

– Дети из морально-этических соображений к этой работе не привлекались, – пояснил Денис Викторович. – Крайне подавленное состояние возникает, когда смотришь в пустые глазницы казненного ребенка…

Так подрастают казаки

Александр Скориков, руководитель военно-патриотического клуба «Казачий Спас», действующего при средней школе № 4 города Краснослободска, поделился опытом клубной работы. Самыми разными, полезными для них делами занимаются школьники в «Казачьем Спасе». Это, к примеру, общефизическая подготовка, рукопашный бой.
Ребята изучают современное стрелковое оружие, устройство и использование гранат и мин. Они знакомятся с основами военной топографии, занимаются высотной подготовкой с использованием альпинистского снаряжения. Учатся разводить костры, обеззараживать воду из открытых источников, ставить палатки, строить временные укрытия. Школьники под руководством Скорикова ходят в походы по Волго-Ахтубинской пойме, посещают музеи и выставки своего родного города. Все это служит тому, чтобы они лучше знали историю родного края, гордились подвигами своих предков.
Педагоги гимназии № 4 Ворошиловского района Волгограда Роман и Лариса Инговатовы рассказали о действующем в ней школьном музее, его работе в целях историко-патриотического воспитания школьников. Экспонаты этого музея используются учителями непосредственно на уроках истории. Это солдатские письма, газеты того времени, воспоминания ветеранов, мемуары полководцев. В том числе письмо Маршала Советского Союза Георгия Жукова, написанное им ученикам этой школы в 1966 году.
 Вместе – в музей

Калима Кударова, директор волгоградской средней школы № 96, поделилась опытом организации патриотического воспитания на примере созданного в ней альбома, посвященного 75-летию Победы. Доктор философских наук, руководитель регионального ресурсного центра гражданско-патриотического воспитания профессор Дмитрий Полежаев говорил с трибуны семинара о гражданско-патриотическом воспитании как основе формирования общероссийской гражданской идентичности обучающихся.
Координатор проектов Волгоградского облсовета ветеранов Сергей Парыгин поведал собравшимся о достижениях и перспективах реализации патриотических проектов в ветеранских организациях области. А полковник в отставке, бывший командир ракетной бригады Сергей Фадеев поделился с собравшимися своими рассуждениями о военной доктрине России и роли армии в современном мире.
По окончании работы семинара его участники посетили волгоградский музей «Память» – место пленения в 1943 году генерал-фельдмаршала Паулюса и всего штаба 6-й полевой армии вермахта.

Александр Литвинов. Фото ИД «Волгоградская правда» / Александр Литвинов; архив

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика