#


Сталинградская битва, день 138-й. Схлопотал прилетевшую смерть…

1 декабря 2022 - Людмила Комиссарова
Сталинградская битва, день 138-й. Схлопотал прилетевшую смерть…

А ведь именно так и случилось. И охотником выступил молодой парень с Урала, главстаршина 284 дивизии 62 Армии Василий Зайцев. С ружьём он был знаком сызмальства, дед учил навыкам меткой стрельбы. И очень хорошо выучил.

 Правда, в снайперы Василий попал не сразу. В сражающийся Сталинград он прибыл в конце сентября 1942. Рота его оборонялась в развалинах метизного завода. Притаился с обычной винтовкой-трёхлинейкой на позиции, увидел во вражеской траншее куда-то спешащего фрица. Выстрел — тот упал. Ещё выстрел — и снова в цель. Ещё, ещё… Без единого промаха.

 На следующий день командир полка лично вручил ему снайперскую винтовку. «Бей врага, Василий, веди счёт победам», — только и сказал.

 Для нас за Волгой земли нет!

 Личный счёт Зайцева рос быстро. За 32 дня — 40 фашистов! Разговоры об удивительном снайпере пошли по всей армии. Василия захотел повидать сам командарм Василий Чуйков.

Состоялась беседа, в которой прозвучала легендарная фраза, ставшая девизом защитников Сталинграда. Зайцев, отвечая на вопрос командарма, сказал: «Для нас за Волгой земли нет. Мы стояли, и будем стоять насмерть!»

 Снайпер Василий Зайцев был неистощим на выдумки. Смастерит куклу, своего двойника, поставит её в окоп и ждёт, когда клюнет на приманку какой-нибудь самонадеянный ганс. Тот успевал разок выстрелить по «большевику», до второго уже не доживал, пуля Василия находила его лоб.

В победный счёт Зайцева попало немало и вражеских снайперов. Не простых — элитных. Одна такая победа стоила трёх обычных, а то и пяти. Снайпер — профессия особая, того, кто ею овладел, очень нелегко достать пулей. А немецкие стрелки славились давно и прочно.

 Один такой долго не давал житья нашим солдатам на передовой. И никак его было не взять. Засел под разбитым железнодорожным вагоном, стрелял сквозь дыру в вагонном колесе. Ну как ты его там достанешь?

 Вызвали Зайцева. Тот одолжил у медсестры зеркальце. С помощником выбрали позицию. Напарник, по команде снайпера, пустил солнечного зайчика в самую дырку. Ослеплённый фриц невольно отклонился в сторону, совсем чуть-чуть высунул голову из-за колеса, но Зайцеву вполне хватило и этих «чуть-чуть».

 Был фрицевский снайпер — там, под вагоном и остался. Только уже не живой.

 К декабрю 1942 на счету у Василия Зайцева числилось уже более 200 фашистов. Так он ещё и организовал курсы снайперов, учил премудростям меткой стрельбы два десятка бойцов. Вместе они отправили к праотцам больше тысячи ста врагов. А за всю войну — более шести тысяч!

 Статистики, которые, как известно, знают всё, подсчитали, что во Второй мировой войне на каждого убитого противника расходовали не менее 25 тысяч патронов. Опытному же снайперу требовалось всего 1,3 выстрела. Вот и подсчитайте, какую экономию принесли нашей военной промышленности снайперы школы Василия Зайцева.

 Достался нашему охотнику трофей

 Тогда-то и появился в Сталинграде тот самый сверхснайпер Торгвальд. С персональным заданием — уничтожить «пастуха с Урала». Отменным мастером был Торгвальд. Но, как любят говорить сейчас, ключевое слово в данном предложении — был. Наш снайпер оказался гораздо отменнее.

 Перехитрил врага, перетерпел. Два дня выслеживал. На третий обнаружил его позицию: в развалинах под железным листом — блик прицела выдал. А дальше уже было делом техники. Напарник Николай Куликов приподнял каску, после вражеского выстрела вскрикнул актёрски, будто от пулевого попадания, изобразил падение. Немец, потеряв бдительность, приподнял край листа, поглядеть на поверженного советского снайпера. И схлопотал прилетевшую от Василия Зайцева смерть.

 От побеждённого достался нашему охотнику трофей: цейссовский оптический прицел. До этого был у него свой, советский, с трёхкратным всего-навсего увеличением. А тут — десятикратное! И послужил прицел Зайцеву на славу. Сейчас его винтовка хранится в волгоградском музее.

Перед самой Сталинградской Победой славный снайпер был тяжело ранен, ослеп. Но врачи после нескольких операций вернули ему зрение. И Зайцев снова встал в строй. Воевал до самой Победы, записав на свой счёт 264 фрица. Войну закончил капитаном, Героем Советского Союза.

Долго жил и работал в Киеве. Там и скончался в 1991 году, ровно через неделю после разрушения Советского Союза — не выдержало сердце ветерана. Там же и был погребён, хотя в завещании просил похоронить его в Волгограде. Россия добилась исполнения воли Героя лишь через 15 лет, в 2006 году прах великого снайпера был перезахоронен на Мамаевом кургане.

В июле 1982 года Василий Григорьевич Зайцев, Почётный гражданин города-героя Волгограда, побывал в нашем городе в числе многих других фронтовиков на торжествах, посвящённых 40-летию начала Сталинградской битвы. Автор этих строк тогда беседовал с ним, беседа осталась в фондах радио, её можно сейчас послушать.

Автор: Владимир Апаликов 

Источник: Сетевое издание "RIAC34.RU"

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика